Заключение на проект решения Думы города «О согласовании дачи согласия на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (Котельная № 11, расположенная по адресу: г. Сургут, ул. Индустриальная, 38/2)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

 КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 на проект решения Думы города
«О согласовании дачи согласия на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (Котельная № 11, расположенная по адресу: г. Сургут, ул. Индустриальная, 38/2)»

«30» ноября 2015 г.                                            № 01-17-222/КСП

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О согласовании дачи согласия на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (Котельная № 11, расположенная по адресу:
г. Сургут, ул. Индустриальная, 38/2)» (далее — проект решения).

По результатам рассмотрения проекта решения отмечаем следующее.

Согласно статье 7 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утверждённого решением Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ, Администрацией города на основании обращения СГМУП «Городские тепловые сети» (далее — СГМУП «ГТС», предприятие) о даче согласия на отчуждение недвижимого имущества, подготовлены условия продажи муниципального имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (приложение к проекту решения).

Планируемое к продаже имущество — Котельная № 11, общей площадью
236, 5 кв. м, назначение — нежилое, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, ул. Индустриальная, 38/2, закреплено на праве хозяйственного ведения за СГМУП «ГТС»[1]. Объект расположен на земельном участке площадью 718 кв. м, используемом предприятием на основании договора аренды от 27.05.2015 № 215 (срок аренды установлен по 31.12.2063). Разрешённое использование земельного участка — для размещения производственных и административных зданий промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

В пояснительной записке к проекту решения указано, что «земельный участок, на котором расположено предлагаемое к отчуждению здание, отчуждаться одновременно с объектом недвижимости не будет».

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ
«при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник».

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.

Таким образом, в случае продажи объекта новый собственник здания может обратиться за оформлением прав на земельный участок общей площадью 718 кв. м согласно пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ.

В связи с чем, предлагаем рассмотреть вопрос о целесообразности изменения границ земельного участка, выделив земельный участок, с минимально возможными размерами, исходя из площади здания.

К проекту решения представлен отчёт об оценке от 28.09.2015[2] Котельной № 11, расположенной по адресу: г. Сургут, ул. Индустриальная, 38/2, без учета стоимости прав на земельный участок.

Обращаем внимание, что на основании статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ) установлена обязательность проведения оценки при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих муниципальному образованию.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ право аренды земельного участка является объектом оценки при оценке недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке.

В нарушение статей 5, 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ рыночная стоимость объекта оценки определена без учета оценки права аренды земельного участка, на котором оно расположено. В отсутствие такой оценки рассмотрение проекта решения является преждевременным.

В условиях продажи муниципального имущества (приложение к проекту решения) начальная (минимальная) цена определена в сумме 625 000 рублей, которая включает остаточную стоимость объекта, затраты на оценку и налог на добавленную стоимость, а не рыночную (оценочную) стоимость.

Из разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010 «По применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2015 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что правила по проведению торгов указанные в данной статье не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены контракта, она устанавливается собственником имущества (муниципальным образованием) самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.

Возможность определения начальной (минимальной) цены продажи имущества с учётом остаточной стоимости объекта, налога на добавленную стоимость и затрат на оценку законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами не предусмотрена.

Следовательно, начальная (минимальная) цена продажи имущества должна быть определена на основании оценки рыночной стоимости объекта, проведённой в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.

Отмечаем, что на данном земельном участке расположено еще одно нежилое здание (насосная станция над водозаборной скважиной), закрепленное на праве хозяйственного ведения за СГМУП «ГТС», которое планируется к продаже в тот же период времени[3].

Для формирования единообразного подхода к согласованию отчуждения двух объектов, находящихся на одном земельном участке площадью 718 кв. м (насосная станция и Котельная № 11), предлагаем рассмотреть возможность их объединения в один комплекс, с целью установления более выгодных условий продажи имущества.

В связи с тем, что с 2006 года указанный объект в производственных целях не используется[4], предприятие несёт расходы по содержанию имущества (арендные платежи за пользование земельным участком в размере 22 101, 33 рублей за 2015 год и т.п.) предлагаем рассматривать проект решения с учётом необходимости представления Администрацией города дополнительно следующей информации:

— какие меры принимаются для повышения эффективности использования имущества и снижения затрат на его содержание;

— о проработке вопроса возможности возврата данного имущества в муниципальную собственность, его перепрофилирования и дальнейшего использования для муниципальных нужд;

— о перспективах дальнейшего использования земельного участка площадью 718 кв. м., расположенного по адресу: ул. Индустриальная, 38/2, в соответствии с утверждённой документацией по планировке и застройке города и с генеральным планом муниципального образования городской округ город Сургут, для исключения вероятности последующего выкупа городом земельного участка для муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения «О согласовании дачи согласия на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (Котельная № 11, расположенная по адресу: г. Сургут, ул. Индустриальная, 38/2)» только после представления дополнительной информации, устранения замечаний и учета предложений, указанных в настоящем заключении.

Председатель

Контрольно-счетной палаты города                    И.И. Володина

Егоров Виталий Сергеевич

52-83-82


[1] Приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Сургута № 8/1 от 04.02.1999 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием «Городские тепловые сети».

[2] Отчёт об оценке от 28.09.2015 № 64/09-ОН, подготовленный ООО «Инвестпрограммы» (далее — отчёт об оценке от 28.09.2015).

[3] К рассмотрению на 46 заседании Думы города представлен также проект решения Думы города «О согласовании дачи согласия на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (нежилое здание, расположенное по адресу: г. Сургут, ул. Индустриальная, 38/2, сооружение 1)».

[4] Котельное оборудование, располагавшееся в здании, демонтировано в 2006 году, коммуникации и электроснабжение отключено (из пояснительной записки к проекту решения).